В день храмового праздника — в неделю Всех Святых, после литургии, вместо уставного молебна, совершается вне храма, на его восточной стороне, торжественное служение панихиды об упокоении здесь и повсюду лежащих православных христиан.
Необходимость сооружения храма на Одесском городском кладбище сознавалась гражданами чуть ли не со времени открытия этого кладбища, которое последовало, надо полагать, в год основания самого города (1794 г.), и окончательно признана уже в 1807 году, когда в октябре месяце ими было подано, через местного Благочинного, Протоиерея Петра Куницкого, на имя Преосвященного Платона, Архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического, прошение о разрешении соорудить на Одесском кладбище церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и употребить на это материал из старой (временной) соборной Николаевской церкви, на месте которой окончена была в то время новая соборная церковь. На рапорте представившего это прошение благочинного последовала следующая резолюция Архипастыря: «Благословляем, и заготовить грамоту», которая тогда же н была выдана протоиерею Куницкому,
Но кладбище долго еще оставалось без церкви, закладка которой состоялась спустя девять лет после испрошенного в 1807 г. Архипастырского благословения, а именно, 29 октября 1816 г., и не во имя Успения Пресвятой Богородицы, как предполагалось раньше, а во имя Всех Святых, и окончена и освящена лишь в 1820 г. Почему не была заложена на кладбище церковь в 1807 г., на это не нашлось никаких указаний. Приходится поэтому предполагать, что это вызвано было недостатком средств у юного еще, так сказать, неоперившегося тогда города, едва насчитывавшего десятилетие своей жизни.
Между тем в этот промежуток времени Одесса из Екатеринославской епархии причислена была к Кишиневской, и на закладку церкви нужно было испросить благословение нового Архипастыря Одессы, Высокопреосвященного Гавриила, Митрополита Кишиневского и Хотинского. Оно и испрошено было Одесским Благочинным, протоиереем Иоанном Вороничем, который в своем рапорте по этому предмету, от 13 сентября 1816 года, писал следующее: «1807 года ноября 2 дня Его Высокопреосвященство Платон, Архиепископ Екатеринославский, храмозданной грамотой благословил заложить, по опробованному плану, на Одесском городском кладбище кладбищенскую, во именование Успения Пресвятой Богородицы, церковь, которая и до этого времени не была заложена.
Ныне Одесское градоначальство и общество намеревается и желает оную кладбищенскую церковь начать строением. На закладку вышеописанной церкви всенижайше испрашиваю удостоить меня, Высокопреосвященнейший Владыко, архипастырским благословением». О последовавшем по сему рапорту дозволении Его Высокопреосвященства был получен указ из Кишиневской «Екзаршеской Дикастерии» благочинным Вороничем 5 октября, а 10 числа того же месяца состоялось решение Одесских, граждан о том, чтобы разрешенную к постройке на Одесском кладбище церковь именовать не Успенской, а церковью Всех Святых. Закладка церкви была совершена 29 октября.
Прошло еще более двух с половиной лет прежде, чем приступили, наконец, к постройке, да и то после того, как был получен запрос Консистории, почему не строится церковь. Только тогда стало известным, что причиной промедления был недостаток средств, как это видно из ответного рапорта Консистории Одесского Благочинного от 14 июня 1819 г., который так объяснялся перед ней: «Заложенная в городе Одессе кладбищенская церковь Всех Святых постройкой не производится, а только предположено в течение этого лета заготовить материалы и построить столько, сколько суммы от доброхотного подаяния собираемой достанет». Зато начатая во второй половине этого года постройка церкви закончена очень быстро, менее, чем в одни год,.
22 мая 1820 года тот же Благочинный доносил Высокопреосвященному Митрополиту Кишиневскому Гавриилу, что «церковь Всех Святых на Одесском городском кладбище приведена к окончанию по всем работам, иконостас поставлен временно на холст, церковь снабжена ризницей и нужной утварью», и просил Архипастырского благословения выдать св. антиминс и позволить освятить оную. На этом донесении последовала резолюция Владыки Митрополита: 4820 года мая 28 дня. С. Антиминс выдать и церковь освятить Одесскому Протоиерею Воронину, Церковь освящена 25 июля 1820 г.
Необычно скорое сооружение церкви при том недостатке строительного капитала, о котором доносил Консистории Благочинный Воронин, объясняется тем, что постройка производилась отчасти в долг, пополненный окончательно лишь в 1825 году, и малыми размерами церкви, как это видно из прилагаемого при этом фасаде оной.
Расход на построение церкви с иконостасом (на временном холсте) и некоторой утварью, но без ризницы, простирается до 7990 р. ассигн. Но и эта сравнительно малая сумма собиралась в течение почти 18 лет (с 1807 по 1825 гг.), пока не оказалась достаточной для расплаты с рабочими и за материалы.
Этим оканчивается первый период существования Одесской кладбищенской церкви Всех Святых.
Второй период существования Одесской кладбищенской церкви охватывает время с 1845 по 1900 гг. В этот период она постепенно расширяется и принимает свой настоящий вид с пристроенной к ней красивой, довольно высокой колокольней, двумя боковыми приделами и тамбуром, от чего занимаемая ею площадь увеличилась более, чем в два раза.
Инициатива в постройке колокольни принадлежит Преосвященнейшему Гавриилу, первому архиепископу Херсонскому и Таврическому, после выделения этих губерний в 1837 г. из Екатеринославской епархии в особую самостоятельную епархию с резиденцией ее Архипастыря в Одессе. Многопопечительный о церковном строительстве, новый Архипастырь обратил свое внимание, между прочим, на кладбищенскую церковь и на ее убогую деревянную колокольню. В марте 1846 г. им дано было Консистории следующее предложение: «Потребовать в Консисторию протоиерея Пасхалова». Вызванный в Консисторию протоиерей Пасхалов дал свой отзыв о том, что он согласен заботиться о построении колокольни при кладбищенской церкви, и просил выдать ему книгу на испрошение нужной на это суммы, а до того позволить употребить сумму, находящуюся в Коммерческом Банке (в количестве 1612 р. 26 к.). На докладе об этом Консистории последовала резолюция Архипастыря от 17 сентября 1846 г.: «Объявить, что деньги, состоящие в банке, всеконечно будут выданы при начале самого дела. Прежде же рисунок должен быть представлен в Святейший Синод. Ради чего оный и внесть к нам». Требуемый рисунок, или план и фасад колокольни, составленный местным архитектором А. Шашиным и одобренный Херсонской губернской строительной Комиссией, через Святейший Синод и Главноуправляющего путями сообщений, восходил на Высочайшее Государя Императора утверждение, которое последовало в 12 день марта 1847 г.
Была назначена комиссия по постройке колокольни из следующих лиц: Благочинного градских церквей, протоиерея Михаила Жуковского, протоиерея Пасхалова, церковного старосты купца Ивана Климова и архитектора Моранди, и даже договорен мастер — одесский купеческий сын Андрей Твребенни-ков. как дело постройки неожиданно и надолго затормозилось. Рыночные цены на строительные материалы оказались выше цен, назначенных по смете, на целую треть, и это было причиной того, что закупка материалов была отложена до понижения цен на оные. Как бы то ни было, верно то, что о ней вспомнили спустя почти два года после перемены Архипастырей, и что выжидание понижения цен на строительные материалы было напрасной тратой времени, как писал в своем рапорте Преосвященному Иннокентию первый член строительной комиссии, Благочинный Одесских церквей, Кафедральный Протоиерей Ж. Жуковский в октябре 1849 г. Цены не понизились, а, напротив, поднялись чуть не вдвое против цен в 1847 г., что видно из новой сметы, составленной, по требованию Епархиального Начальства, архитектором Моранди в марте 1850 г.
Когда же Консистория доложила об этом Преосвященому Иннокентию и просила разрешения на представление сметы, согласно указанию Одесского строительного Комитета, в Главное Управление путей сообщения и публичных зданий, то на этом докладе последовала следующая замечательная резолюция Его Высокопреосвященства от 13 февраля 1851 года: «Напрасно хлопочет Консистория о том, что не нужно, по законам: хорошо делать сметы на то, что отпущено от казны; а мы будем строить на собираемое от подаяния. По сему, сообразно по всей России существующему обычаю, не тревожить Управление путей сообщения, у которого и без того тьма дел. Выдать из Консистории нужные книги расхода, и велеть комитету строительному, чтобы он все журналы о покупке и уплате денег непременно представлял мне, а между тем распорядился к тому, чтобы колокольню можно было заложить в конец Пасхи». После этого дело пошло быстро и колокольня, начатая постройкою в июнь 1851 года, совершенно окончена 30 ноября того же года. Вся постройка обошлась, как видно из рапорта Его Высокопреосвященству строительного комитета от 13 декабря 1851 г., в 4572 р. 52 к.
Вслед за окончанием постройки колокольни явились благочестивые ревнители церковного благоустройства в лице Одесских купцов Василия Шапошникова (тогдашнего церковного старосты кладбищенской церкви) и Ефрема Круглова, пожелавшие еще более расширить церковь пристройкою к ней двух боковых приделов на собственные средства. В поданной Преосвященному Архиепископу Иннокентию 15 апреля 1852 г. докладной записке означенные лица так изложили свое желание: «В недавнем времени при кладбищенской церкви во имя Всех Святых устроена новая каменная колокольня, служащая теперь украшением и удобством церкви, и, хотя с пристройкою колокольни сделано в передней части расширение, но за всем тем внутренность её далеко не соответствует числу прихожан, и это особенно заметно в большие праздники по тому, что большая часть людей стоит вне церкви; мы же, по собственному нашему побуждению, охотно желаем принести жертву святой церкви с тем, чтобы расширить ее и образовать боковые приделы, с правой стороны — во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а с левой стороны — во имя преподобного Ефрема Сирина».
Дальше докладчики просят позволить им построить означенные приделы на собственные их средства по плану, составленному архитектором Меркуловым, ими при докладе этом представленным. Разрешение не замедлило последовать, и 25 мая состоялась закладка правого придела, при чем в надлежащем месте вложена была доска (металлическая) с надписью следующего содержания: «Лета от Рождества Христова 1852, мая, 25 дня в благочестивое царствование Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского, при Преосвященном Иннокентии, Архиепископе Херсонском и Таврическом и кавалере, при Кавказском Наместнике, Новороссийском Генерал-губернаторе Его Светлости Князе Михаиле Семеновиче Воронцове, при исполняющем его должность Генерал-лейтенанте Павле Ивановиче Феодорове и Градоначальнике, Тайном Советнике Александре Ивановиче Казначееве, заложен придел этот во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова, и Иоанна Златоуста, сооруженный купцом 3-й гильдии Василием Шапошниковым на Одесском Городском кладбище. Тогда же, вероятно, заложен был и левый придел во имя преподобного Ефрема Сирина, но об этом нет сведений ни в церковном, ни в консисторском делах.
Высказываемое же предположение допускается потому, что и в разновременной закладке приделов, сопряженной с лишними хлопотами и расходами, не было, казалось бы, особенной надобности, и что оба придела строились и окончены разом, как это видно из рапорта Преосвященному Иннокентию соборного ключаря, Протоиерея Иоанна Знаменского, от 24 октября 1853 года.
Заботы Василия Трофимовича Шапошникова о благоустройстве кладбищенской церкви этим, однако же, не ограничились. Он обратит свое внимание и на церковный купол, который оказался обветшавшим и не соответствовавшим высоте делаемых построек. Решившись исправить и этот недостаток и приискав доброхота в лице Одесского купца Иоиля Семеновича Анастасьева, пожелавшего перестройку купола принять на свой счет, он обратился к Преосвященному Иннокентию с новой докладной запискою от 17 июля 1852 года и просил благословения начать переделку купола по рисунку архитектора Черкунова, и под его же непосредственным и безвозмездным наблюдением. Работа разрешена была Архипастырем в том же июне, после освидетельствования купола, по поручению Владыки, Благочинным Жуковским и Протоиереем Пасхаловым, и донесения их, что «ничего не оказалось особенного и требующего дальнейших архитекторских соображений».
Таким образом, пристройка приделов и перестройка купола шли одновременно и в октябре того же, 1852 года, совершенно окончены. Освящение правого придела во имя Трех Святителей совершено было самим Владыкой Иннокентием 25 октября. Кем и когда освящен был левый придел, неизвестно, но вероятно, позже, чем правый. Чего-то недоставало к его освящению, пока не объявился новый доброхот, восполнивший недостающее, некто Димитрий (звание и отчество остались незаписанными), вероятно, носивший имя св. великомученика Димитрия Солунского. Иначе нельзя и объяснить, почему придел этот освящен во имя двух святых: Ефрема Сирина и Димитрия Солунского, а не одного Ефрема, как предполагалось при его закладке. Впоследствии, в начале 70-х годов, инициалы эти украсились новыми двухъярусными иконостасами московской, довольно высокохудожественной работы, а разобранные прежние иконостасы, устроенные г. Шапошниковым и тоже хорошей живописи, расставлены вокруг двух задних пилонов.
К описанным сооружениям, относящимся к благоустройству кладбищенской церкви, следует отнести еще небольшое, но существенно важное для нее, сооружение в 1898 г. каменного тамбура у главного входа, предохраняющего богомольцев от сквозного ветра и пыли, наносимых в церковь с площади.
После всех этих сооружений церковь представляется в настоящее время в следующем благообразном виде.
Недвижимое имущество церкви:
В день храмового праздника — в неделю Всех Святых, после литургии, вместо уставного молебна, совершается вне храма, на его восточной стороне, торжественное служение панихиды об упокоении здесь и повсюду лежащих православных христиан.
Положенное по уставу в понедельник Светлой недели обхождение храма с пением пасхального канона, с разрешения Высокопреосвященнейшего Иустина, Архиепископа Херсонского и Одесского, совершается (с 1895 г.) вокруг всего кладбища, внутри его, в следующем порядке. По отпуске литургии следует начало пасхального молебна и, по выходе из храма западными дверьми с пением канона Пасхи, шествие направляется на юг с таким расчетом в пении канона, чтобы в середине южной стороны кладбища оканчивалась 3-я песнь, в середине восточной стороны — 6-я песнь, в середине западной, перед самым храмом, оканчивалось пение стихир, положенных на «Хвалитех» пасхальной утрени, с их припевами: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» и проч. По 3, 6 и 9 песнях канона и по стихирах «Хвалитных» чтение утренних воскресных Евангелий от Матфея, 115, начало до «и поклонишася Ему», Марка, зач. 70, Луки, 112, и Иоанна, 64, а затем, после каждого Евангелия, следует ектения: на южной стороне о здравии Их Императорских Величеств и всего Царствующего Дома, на восточной стороне — Святейшего Синода и местного Преосвященного Архиерея, на северной — о здравии жителей города Одессы и всех православных христиан, на западной же стороне перед дверьми храма возглашается ектения об упокоении душ усопших отцов и братьев наших, здесь и повсюду лежащих православных христиан, вечная память, отпуск пасхальный, и бывает целование креста и икон при пении «Христос воскресе».
Несмотря на недавность своего существования, кладбищенская церковь имеет своп достопримечательности, на которые следует указать, чтобы предохранить их от забвения, утраты и повреждениости на все время существования церкви. К числу достопримечательностей этой церкви относятся:
Первым настоятелем и, вместе с тем, строителем кладбищенской церкви был протоиерей Симеон Корнилиевич Пасхалов. сын священника, уроженец Херсонской губернии, закончивший свое образование в низшем отделении Екате-ринославской духовной семинарии. Рукоположен в диакона 19, а 26 июля 1808 г. - во священника в село Красную Камян-ку, Александрийского уезда; определен в Галицкий пехотный полк в 1815 т.; по увольнении из полка определен к Одесской новостроящейся кладбищенской церкви в августе 1819 г., произведен в сан протоиерея в 1841 г. Прослужил Церкви Божи-ей 47 лет. Имел знаки отличия; набедренник и скуфью. Скончался (в 1850 г.) в 68 лет и погребен с восточной стороны церкви, напротив алтаря правого придела. При нем и при его деятельном участии построена церковь в ее первоначальном виде н колокольня в настоящем виде.
Вторым настоятелем был протоиерей Николай Иоанна-вин Соколов, сын священника, уроженец Орловской губернии, личность замечательная, как по разнообразию своей деятельности в педагогической и административной сферах, так и по особому христианско-философскому складу ума и по долговечности самой жизни. По окончании курса наук в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия в 1831 г., в течение следующих 20 лет занимал педагогические должности: учителя Херсонского духовного училища торгового мореплавания (1834-83 г.), законоучителя Одесского Института благородных девиц (1838-51 г.), наставника Херсонской (ныне Одесской) духовной семинарии (1838-44 г.) и законоучителя Ришельевской гимназии (1844-51 г.), В административной сфере проходил следующие должности: настоятеля Херсонского духовного училища (1831-38 г.), присутствующего Херсонского духовного Правления (1832-38 г.), благочинного Херсонских городских церквей (1835-38 г.), члена Херсонской духовной Консистории (1852-78 г.) и настоятеля Одесской Кладбищенской церкви (1851 - 1888 г.). Имел все знаки отличия, доступные в его звании, от набедренника до Кабинетного креста и ордена Св. Владимира 3-й степени. Скончался в глубокой старости, на 87 году жизни, и погребен в самой церкви, в приделе прей. Ефрема Сирина, у пилона. При нем церковь расширена боковыми приделами и сооружены в этих приделах новые иконостасы, а также построен новый церковный дом для помещения причта. Ввиду этого, а также 37-летнего настоятельства, здесь помещается портрет этого приснопамятного о. протоиерея, в фотографическом снимке.
Третьим настоятелем состоит протоиерей Григорий ИоаиовичПальмин, сын диакона, уроженец Рязанской губернии, воспитанник Рязанской семинарии, окончивший курс в 1854 г. Из учителей сельского училища принят в Херсонскую епархию в 1860 г. Состоял священником в предместье города Одессы - Нерубайских Хуторах, переведен к Одесскому кафедральному собору в 1867 г., был законоучителем Одесской женской гимназии; в 1881 г. избран и утвержден помощником благочинного Одесских церквей, в 1888 г. - перемещен настоятелем кладбищенской церкви, оставался вторым священником при означенной церкви, а в июле 1891 г. снова занял настоятельское место.
Четвертым настоятелем был протоиерей Алексий Андреевич Тихомиров, сын священника, уроженец Курской губернии, окончивший курс Херсонской (ныне Одесской) семинарии в 1847 г. студентом. Прослужив 10 лет (1849-59 г.) священником сначала в городе Вознесенске. затем в Подольской епархии, а потом опять в Вознесенске, в 1859 г., по распоряжению Епархиального Начальства, переведен к Одесскому кафедральному собору на штатное священническое место; в 1871 г. избран и утвержден членом Епархиального Попечительства о бедных духовного звания, в каковой должности состоял но 1879 г.; с 1874 но 1878 г. был ключарем собора; в 1878 г. избран и утвержден благочинным Одесских городских и предместных церквей, исполнявший эту должность до конца 1895 г.; в ноябре 1878 г. переведен к Одесской Михайловской монастырско-приходской церкви настоятелем, а в 1892 г., по случаю закрытия прихода и настоятельского места при означенной церкви, перемещен настоятелем кладбищенской перкви Всех Святых. В июле 1899 г., по состоянию здоровья, вышел за штат. Вторые священники.
Вторые священники в состав причта кладбищенской церкви вошли с 1853 г. Из них только первый состоял на диакон-ской вакансии, все остальные пользовались и пользуются священническим содержанием. Два из последних занимают сейчас высшие и почетнейшие места в нашей епархии - Ректора семинарии и Кафедрального Протоиерея. Во время своего служения при этой церкви они следуют в следующем порядке.
Священник Иоанн Силииич Калашников, уроженец Харьковской губернии, сын священника, окончивший курс Херсонской семинарии в 1851 г. Рукоположен во священника в 1852 г, к Симферопольскому собору и, вслед за тем, переведен в Одесский кафедральный собор на диаконскую вакансию; в 1853 г. переведен к Одесской Петропавловской церкви на священническое место. Обладая редким теноровым голосом, он все время своей службы пел в архиерейском хоре соло, и в качестве 106 такового сопровождал Преосвященного Архиепископа Иннокентия, при посещении им Крыма и Севастополя в 1855 г., и «за понесенные в этом странствовании труды, сопряженные с опасностью для жизни, как от неприятельского оружия, так и от господствовавшей по всему пути эпидемии», награжден серебряной медалью на Георгиевской ленте в память защиты Севастополя. Имел набедренник, скуфью и камилавку. Умер в 1877 г., погребен в 21 квартале кладбища, напротив ворот богадельни, в ограде майора Малышкина - своего друга.
Священник (ныне протоиерей) Мартирий Феодорович Чемеиа, сын священника, уроженец Подольской губернии, воспитанник Киевской духовной академии, окончивший курс в 1855 г., магистр богословия. Рукоположен во священника к Одесской кладбищенской церкви в 1858 г., был профессором Херсонской (ныне Одесской) семинарии 1855-64 г., законоучителем Ришельевской гимназии 1858-68 г., избран и утвержден Ректором Одесской духовной семинарии в 1868 г., в которой должности состоит и ныне.
Протоиерей Гавриил Иаковлевич Селецкий, сын дьячка, уроженец Херсонской губернии, воспитанник Киевской духовной академии, окончивший курс в 1855 г., кандидат богословия. Был преподавателем Херсонской семинарии (1855-56 г.), рукоположен во священника к Покровскому собору города Орехова с назначением законоучителем тамошнего уездного училища (1856-57 г.), перемещен к Симферопольскому Александровскому собору с назначением законоучителем гимназии в 1858 г., переведен к Андреевской церкви при сиротском заведении Т.С.Фабра в 1865 г., перемещен к Троицкой церкви при Симферопольской гимназии в 1867 г., возведен в сан протоиерея в 1867 г., переведен к Одесской кладбищенской церкви и законоучителем Одесской 1-й гимназии в 1868 г., избран и утвержден членом и казначеем Епархиального Попечительства о бедных духовного звания (1871-78 г.), избран и утвержден благочинным Одесских городских и предместных церквей (1875 -78 г.). назначен членом Консистории (1878 г.) ключарем кафедрального собора (1878-98 г.), Кафедральным Протоиереем (1898 г.).
Священник Симеон Антипович Демидович, сын священника, уроженец Херсонской губернии, студент Херсонской духовной семинарии, окончивший курс в 1849 г. Рукоположен во священника в 1850 г. в с. Таловую-Балку, Александрийского уезда, в 1851 г. перемещен в с. Николаевку, в 1858 г. переведен к церкви Одесского тюремного замка, а в 1878 г. - к кладбищенской церкви. Был в разное время законоучителем в приходских городских училищах (1858-67 г.), учителем Одесского духовного училища (1859-65 г.), законоучителем епархиального женского училища (1867-79 г.), членом-делопроизводителем Епархиального Попечительства о бедных духовного звания (1879-83 г.). Имел награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперстный крест и орден Св. Анны 3-й степени. Умер в 1893 г. в 65 лет, погребен с западной стороны часовни.
Священник Павел Васильевич Перебаскин, сын священника, уроженец Костромской губернии, окончил курс среднего отделения Костромской семинарии. В 1842 г. рукоположен во диакона, в 1844 г., по случаю вдовства, определен в 1858 г. в Тихвинский монастырь Новгородской епархии, в 1872 г, перемещен протодиаконом в Одесский кафедральный собор, в 1884 г. рукоположен во священника к кладбищенской церкви, награжден набедренником в 1886 г. Умер в 1893 г., в 76 лет, погребен вблизи часовни.
Священник Константин Васильевич Бречкевыч, сын священника Волынской губернии, воспитанник Киевской преподавателем в Одесской духовной семинарии сначала латинского языка, а с 1885-1896 г. - Богословских наук; рукоположен во священника в 1890 г.; состоял смотрителем Елиса-ветградского духовного училища, и во время прохождения этой должности был цензором проповедей для Елисаветград-ского духовенства (1895-99 г.), председателем Елисаветградс-кого уездного отделения Херсонского Епархиального Училищного Совета (1896-99 г.), заведущим местной воскресной школой (1896-99 г.); уволен со смотрительской должности, по прошению, для поступления на епархиальную службу (1899 г. 23 июня), назначен священником Одесской кладбищенской церкви 30 июня 1899 г.
а) сверхштатные, состоявшие на дьячковских вакансиях: Феодосии Михайлович Левицкий (1844-54 г.), священнический сын, где и чему обучался - неизвестно, определен пономарем в 1826 г., дьячком в 1837 г. и диаконом в 1839 г.
Карп Васильевич Васильев (1855-56 г.) из светских, обучался в низшем отделении Екатеринославской духовной семинарии, назначен дьячком к Елисаветградскому Успенскому собору в 1839 г., псаломщиком к Одесскому кафедральному собору и певчим в Архиерейском хоре в 1846 г., рукоположен во диакона к Одесской больничной церкви в 1853 г., переведен к Сретенской церкви в 1854 г., к кладбищенской - в 1855 г.
Петр Максимович Пирожный (1855-60 г.), из светских, где и чему обучался - неизвестно, принят послушником в Одесский Успенский монастырь в 1836г., определен в Архиерейский хор певчих в 1837 г., рукоположен во диакона в 1838 году, назначен в Одесский кафедральный собор штатным диаконом в 1849 г., переведен к Михайловской монастырской церкви на причетническую вакансию в 1852 г., переметен к кладбищенской церкви на ту же вакансию в 1855 г.
Лев Симеонович Чижов (1885 г.), из Херсонских мещан, домашнего образования, принят в хор Архиерейских певчих в 187с> г., рукоположен в диакона на псаломщищую должность к Одесской Успенской церкви в 1884 г., переведен на ту же должность е кафедральный собор в том же 1884 г., к кладбищенской церкви в 1885 г.
Андрей Павлович Демидецкий (1889—-99 г.), из Кишиневских мещан определен псаломщиком к Одесской Сретенской церкви в 1887 г., перемешен к кладбищенской церкви в 1889 I.. рукоположен в диакона в 1892 г.
б) штатные диаконы.
Феодосии Павлович Топузов (1858-62 п), сын священника, в училище не был. определен пономарем к Бахчисарайскому собору в 1843 г.. переведен к Севастопольской Петропавловской церкви в 1852 г.. к Одесской кладбищенской церкви и рукоположен в диакона - в 1858 г. За мужество и самоотвержение награжден серебряными медалями на Георгиевской ленте «в память защиты Севастополя», и на Анненской ленте -за усердие»,
Михаил Савович Златоверхое)никое (1863—75 г.), сын дьячка, из низшего отделения Тульской духовной семинарии поступил послушником в Киевскую лавру в 1850 г., принят в Херсонскую епархию и определен к Одесскому кафедральному собору псаломщиком в 1857г., рукоположен в диакона в 1860 г., переведен к кладбищенской церкви в 1863 г.. умер в 1875 г. в 45 лет и погребён на старом кладбище за часовней с западной стороны.
Николай Корниловым Мякенко (1875—99 г.), сын священника, учился в Одесском духовном училище, определен в с. Беляевку пономарем в 1845 г., дьячком в 1849 г., переведен в г. Григориополь в 1852 г., в м, Петроверовку в 1854 г., в м. Еремеевку в 1857 г., к Одесской Казанской церкви в 1861 г., к Покровской церкви в 1863 г., рукоположен в диакона и перемещен па штатное место к кладбищенской церкви в 1875г. За 50-летпюю усердную службу пожалован орденом св. Анны 3 степени в 1896г. Умер в 1899 г, в 70 лет, погребен у часовни.
Кто был первым дьячком кладбищенской церкви в церковном архиве, сведений нет. По уцелевшим формулярным спискам значится, что с 1823 года дьячками при этой церкви были следующие лица:
Иоанн Леонтьевич Майдаиичепко (1823-41 г.), сын мещанина, принят в духовное звание и определен пономарем в предместье г. Одессы, в село Татарку, а оттуда переведен х Одесской кладбищенской церкви дьячком в 1823 г.
Михаил Ильич Белоусов (1838-43 г.), сын священника, учился в Елясавез градском духовном училище, определен пономарем в с. Большую Виску в 1836 г., а оттуда переведен дьячком к Одесской кладбищенской церкви в 1838 г.
Григорий Афанасьевич Волохов (1850-62 г.), сын священника, учился в Кишиневском духовном училище, определен послушником в Одесский Успенский монастырь в 1837 г., пономарем в с. Гнилякову Балку в 1840 г., дьячком к церкви Одесского Института благородных девиц в 184.2 г., к Михайловской монастырской церкви в 1843 г., к Одесской кладбшдепехоп церкви в 1850 г. Умер в 44 года и погребен на старом кладбище в 1862 г.
Прокопйй Захарович Гайдук Y1862-85 г.), сын штатного служителя Одесского Архиерейского дома, принят в духовное звание в 1860 г., определен пономарем к кладбищенской церкви в 1862 г., переименован дьячком в 1865 г.
Николай Нилович Львов (1890-99 г.), сын вагенмейстера, принят в духовное звание и определен псаломщиком г. Воз-несенска к Вознесенскому собору в 1887 г., переведен к Одесской кладбищенской церкви в 1890 г., рукоположен в диакона в 1899г.
Яков Стефанович Ремезовский (1831-33 г.).
Леонтий Иларгюнович Гинкулов (1834-41 г.), сын священника, в училищах не был, определен к Одесской кладбищенской церкви, пономарем в 1834 г.
Пантелеймон ВасильевичКрыжановский (1841-50 г.), из мешан, определен пономарем к Тираспольскому собору в 1840 г., переведен к Одесской кладбищенской церкви в 1841 г.
Михаил Григорьевич Волохов (1864-86 г.), сын дьячка этой же церкви, учился в Одесском духовном училище, определен к ней пономарем в 1864 г.
О том. сколько их было в первое 25-летие существования кладбищенской церкви, кто они были и чем ознаменовали свое служение храму, в церковном архиве не сохранилось сведений. Впрочем, в деле о постройке церкви, именно в «счете о сумме церковной с 1813 г. по 1826 г.» упоминается, что оставшиеся от постройки 15 р. переданы старосте Горецкому, без описания его звания и имени. Он мог быть первым старостой церкви. О служебной же деятельности церковных старост первого 25-летия можно сказать лишь то, что она не отличалась выдающейся заботливостью о дальнейшем благоустройстве храма, судя по тому, что храм во весь описанный период времени оставался в своем первобытном, мало приглядном виде и такой же обстановке.
Что же касается церковных старост второго периода существования кладбищенской церкви, с 1846 по 1900 гг., то они известны по церковным документам, как известна и служебная деятельность каждого из них. Их всех было шесть.
Купец Иван Наймов, участвовавший некоторое время в занятиях комиссии по сооружению новой каменной колокольни, но оставивший должность старосты за выслугой лет и звание члена упомянутой комиссии еще до начала постройки колокольни. О личных пожертвованиях в пользу церкви г. Климова сведений нет.
Одесский купец Василий Трофимович Шапошников (1846-58 г.), один из самых деятельных старост, прослуживший 12 лет, до самой своей кончины, последовавшей в начале 1859 г. При нем построена новая колокольня, церковь расширена двумя боковыми приделами, поднят на значительную высоту церковный купол, и вообще церковь приведена в тот благообразный вид, в каком она красуется и поныне. О усердии же и трудах его при постройке боковых приделов и поднятии церковного купола засвидетельствовал пред Святейшим Синодом сам Преосвященный Иннокентий в представлении своем от 8 октября 1854 г. о награждении его золотой медалью на Анненской ленте, в следующих выражениях: «Церковный староста Одесской кладбищенской Всех Святых церкви, 3 гильдии купец Василий Шапошников, усматривая недостаток в этой церкви для помещения посетителей во время Богослужений, по милости ея, и поэтому находя крайнюю необходимость распространить ее с той мыслью, чтобы придать ей совершенным преобразованием благолепнейший вид, при посредстве Одесского городского архитектора г.Черкунова, составил план и фасад всей предположенной Шапошниковым в этой церкви перестройке, начав оную с самого ея фундамента, и из однопрестольной устроил трехпрестольную, возвысив стены и купол главной церкви, сообразно новому фасаду, прибавив к ней два придела - с правой стороны во имя Святителей, а с левой— во имя св.Ефрема Сирина, - а которые уже и освящены, и укрепил их новыми иконостасами, а стены и потолок, живописный по работе, снабдил дорогою утварью, и тем всю перестройку привел в окончательное состояние, употребил на оную из собственного капитала (5295 руб. 40.коп. сереб.». Кроме того, им снабжена колокольня тремя новыми колоколами, общим весом до 185 пудов. Таким образом, г. Шапошников является вторым строителем и щедрым благотворителем кладбищенского храма. Это был замечательный деятель своего времени, старость свою посвятивший служению церкви, и в годы мужества проходивший с усердием и пользою разнообразные общественные должности, за что награжден был, по ходатайству, гражданского начальства, золотой медалью на Александровской ленте. Умер 9 марта 1859 г., на 76-м году жизни, и погребён в фамильном склепе с южной стороны храма, в 3-м квартале кладбища. Здесь помещается в фотографическом снимке портрет В.Ш., в память особенных заслуг его как строителя и благодетеля кладбищенского храма.
Одесский купец Михаил Романович Гладков (1859-73г.), подобно предшественнику своему, служивший церкви до самой кончины своей. Он увековечил имя своё в летописи храма постройкою на свои личные средства замечательного по обширности дома для помещения причта, подобного которому не было в то время ни у одной из Одесских церквей и закончил службу свою устройством в церкви, на свои же деньги, двух совершенно новых иконостасов в боковых приделах храма, за что награжден был серебряной и золотой медалями для ношения на шее. Умер в 1873 г. и погребен в церкви Архангела Михаила при сиротском детском приюте, им же на собственные средства построенным и содержимом, близ женского Михайловского монастыря. И ввиду указанных заслуг г. Гладкова здесь помещается его портрет, в фотографическом снимке.
Одесский купец Яков Федорович Смирнов (1874-92г), при нем обветшавшие полы заменены во всем храме новыми из сосновых, отличного качества, досок, и собрана значительная сумма денег (6000 руб.) на капитальный ремонт храма, который состоялся уже при его преемнике в 1894 г. За продолжительную службу награжден двумя серебряными медалями для ношения на шее на Станиславской и Анненской лентах. Здравствует поныне.
Одесский купец Николай Матвеевич Шапошников (1892-95г.), внук приснопамятного В.Т. Шапошикова, при нем произведен ремонт всей церкви, причем израсходовано им собственных денег до 2000 р., за что удостоен благословения Святейшего Синода с грамотой. По окончании первого трехлетия службы при кладбищенской церкви, определён старостой к церкви Одесского института благородных девиц, в каковой должности и ныне состоит.
Одесский купец Терентий Васильевич Молчанов, состоит на службе с 20 августа 1896 г., в деле устроения церковного благолепия столько же благопопечительный, как и предместники его, охотно жертвующий на это святое дело собственные деньги. Как любитель церковного хорового пения, с самого вступления в должность по настоящее время он ежегодно жертвует по 480 руб. на усиление клиросного хорового пения. Кроме того, им израсходовано уже 1655 руб. собственных же денег на устройство двух киотов с иконами Святителя Феодосия, Черниговского чудотворца, в сребропозлащенных ризах, и на другие церковные потребности.
Помимо поименованных церковных старост были и другие, частные радетели благоустройства и благолепия кладбищенского храма из одесских граждан. Но не все они известны по сохранившиеся церковным документам, и в настоящем очерке приходится упомянуть с благодарностью только тех из них, которые жили в более близкое к нам время.
Одесский купец Ефрем Гаврилович Круглое, своим денежным пожертвованием (2000 руб.) участвовавший в постройке левого придела во имя Преподобного Ефрема Сирина.
Одесский купец Иоиль Семенович Анаапасъев, пожертвовавший 1000 руб. на переделку церковного купола. Скончался в 1865 г., 70-ти лет, погребен в своем фамильном склепе с северной стороны церковного дома, в 21-м квартале кладбища.
Одесский мещанин Феодосии Васильевич Клеваченко, соорудивший в 1895 году икону Иверской Божией Матери в сребропозлащенной ризе и резном киоте, стоящую 478 руб. Скончался в 1899 г.; погребен в 7-м квартале кладбища.
Одесский мещанин Матфей Федорович Поляков, пожертвовавший две иконы в сребропозлащенных ризах и резных киотах: Св. Анны, Святителя Николая и Великомученицы Варвары, стоящую 459 р. и другую —Введение во храм Пресвятой Богородицы, стоящую 245 руб.
Семейство гг. Болошиновьщ пожертвовавшее в 1898 г. икону Касперовской Божьей Матери в серебряной вызолоченной ризе и резном киоте, помешенную у солеи правого придела. Стоимость иконы не объявлена.
Графиня Елена Григорьевна Толстая, принявшая на себя расходы в сумме 800 р. по устройству в 1898 г. каменного тамбура у западных дверей храма.
Вот все, что можно было извлечь из сохранившихся архивных бумаг, содержащих в себе исторические данные об Одесской (называемой ныне) старокладбищенской церкви Всех Святых, её недвижимом имуществе, особенностях Богослужения, достопримечательностях и проч. Эта, так долго строившаяся и украшавшаяся внутри церковь, находится в исключительном положении среди Одесских церквей - у неё нет своих постоянных прихожан, которые, по самому званию таковых, могли бы интересоваться её благоустройством и своими личными средствами способствовали бы её процветанию. И если бы не было у неё таких благопопечительных старост и немногих доброхотов из граждан, благопопечительным вниманием коих пользовалась она во второй период своего существования, церковь эта и поныне оставалась бы в своем первобытном убогом виде, а её священно и церковнослужители все еще скитались бы по чужим домам в качестве квартирантов. Им-то, этим незабвенным благодетелям-старостам и доброхотам, кладбищенская церковь обязана своим нынешним благоустройством, и её священно и церковнослужители своим прекрасным помещением в церковном доме. Знают и никогда не забудут это признательные священно и церковнослужители кладбищенской церкви, и не престанут до последнего дня ее существования возносить свои молитвы у престола благодати Божьей о упокоении в селениях праведных на небеси тех из строителей и благоукрасителей храма своего, кои почили уже от земных трудов своих, и о здравии, спасении и благоденствии живущих ещё и труждающихся в подвиге земного странствования.