История храма

История Одесской кладбищенской церкви может быть разделена на два периода. Первый из них охватывает время существования оной в ее первобытном виде и размерах до 1845 г., а второй — время постепенного расширения и даль­нейшего благоустройства ее до 1900 года.

Необходимость сооружения храма на Одесском городс­ком кладбище сознавалась гражданами чуть ли не со времени открытия этого кладбища, которое последовало, надо полагать, в год основания самого города (1794 г.), и окончательно при­знана уже в 1807 году, когда в октябре месяце ими было пода­но, через местного Благочинного, Протоиерея Петра Куницкого, на имя Преосвященного Платона, Архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического, прошение о разрешении соорудить на Одесском кладбище церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и употребить на это ма­териал из старой (временной) соборной Николаевской церк­ви, на месте которой окончена была в то время новая собор­ная церковь. На рапорте представившего это прошение благочинного последовала следующая резолюция Архипасты­ря: «Благословляем, и заготовить грамоту», которая тогда же н была выдана протоиерею Куницкому,

Но кладбище долго еще оставалось без церкви, закладка которой состоялась спустя девять лет после испрошенного в 1807 г. Архипастырского благословения, а именно, 29 октября 1816 г., и не во имя Успения Пресвятой Богородицы, как пред­полагалось раньше, а во имя Всех Святых, и окончена и освя­щена лишь в 1820 г. Почему не была заложена на кладбище церковь в 1807 г., на это не нашлось никаких указаний. При­ходится поэтому предполагать, что это вызвано было недо­статком средств у юного еще, так сказать, неоперившегося тогда города, едва насчитывавшего десятилетие своей жизни.

Между тем в этот промежуток времени Одесса из Екатеринославской епархии причислена была к Кишиневской, и на закладку церкви нужно было испросить благословение ново­го Архипастыря Одессы, Высокопреосвященного Гавриила, Митрополита Кишиневского и Хотинского. Оно и испроше­но было Одесским Благочинным, протоиереем Иоанном Вороничем, который в своем рапорте по этому предмету, от 13 сентября 1816 года, писал следующее: «1807 года ноября 2 дня Его Высокопреосвященство Платон, Архиепископ Екатеринославский, храмозданной грамотой благословил заложить, по опробованному плану, на Одесском городском кладбище клад­бищенскую, во именование Успения Пресвятой Богородицы, церковь, которая и до этого времени не была заложена.

Ныне Одесское градоначальство и общество намеревается и жела­ет оную кладбищенскую церковь начать строением. На зак­ладку вышеописанной церкви всенижайше испрашиваю удо­стоить меня, Высокопреосвященнейший Владыко, архипастырским благословением». О последовавшем по сему ра­порту дозволении Его Высокопреосвященства был получен указ из Кишиневской «Екзаршеской Дикастерии» благочинным Вороничем 5 октября, а 10 числа того же месяца состоялось решение Одесских, граждан о том, чтобы разрешенную к постройке на Одесском кладбище церковь именовать не Успенской, а церко­вью Всех Святых. Закладка церкви была совершена 29 октября.

Прошло еще более двух с половиной лет прежде, чем приступи­ли, наконец, к постройке, да и то после того, как был получен запрос Консистории, почему не строится церковь. Только тогда стало известным, что причиной промедления был не­достаток средств, как это видно из ответного рапорта Конси­стории Одесского Благочинного от 14 июня 1819 г., который так объяснялся перед ней: «Заложенная в городе Одессе клад­бищенская церковь Всех Святых постройкой не производит­ся, а только предположено в течение этого лета заготовить материалы и построить столько, сколько суммы от доброхот­ного подаяния собираемой достанет». Зато начатая во второй половине этого года постройка церкви закончена очень быс­тро, менее, чем в одни год,.

22 мая 1820 года тот же Благочин­ный доносил Высокопреосвященному Митрополиту Кишинев­скому Гавриилу, что «церковь Всех Святых на Одесском городском кладбище приведена к окончанию по всем рабо­там, иконостас поставлен временно на холст, церковь снаб­жена ризницей и нужной утварью», и просил Архипастырско­го благословения выдать св. антиминс и позволить освятить оную. На этом донесении последовала резолюция Владыки Митрополита: 4820 года мая 28 дня. С. Антиминс выдать и церковь освятить Одесскому Протоиерею Воронину, Церковь освящена 25 июля 1820 г.

Необычно скорое сооружение церкви при том недостат­ке строительного капитала, о котором доносил Консистории Благочинный Воронин, объясняется тем, что постройка про­изводилась отчасти в долг, пополненный окончательно лишь в 1825 году, и малыми размерами церкви, как это видно из при­лагаемого при этом фасаде оной.

Расход на построение церкви с иконостасом (на времен­ном холсте) и некоторой утварью, но без ризницы, простира­ется до 7990 р. ассигн. Но и эта сравнительно малая сумма со­биралась в течение почти 18 лет (с 1807 по 1825 гг.), пока не оказалась достаточной для расплаты с рабочими и за материалы.
Этим оканчивается первый период существования Одес­ской кладбищенской церкви Всех Святых.
Второй период существования Одесской кладбищенской церкви охватывает время с 1845 по 1900 гг. В этот период она постепенно расширяется и принимает свой настоящий вид с пристроенной к ней красивой, довольно высокой колоколь­ней, двумя боковыми приделами и тамбуром, от чего занима­емая ею площадь увеличилась более, чем в два раза.

Инициатива в постройке колокольни принадлежит Преосвященнейшему Гавриилу, первому архиепископу Херсонс­кому и Таврическому, после выделения этих губерний в 1837 г. из Екатеринославской епархии в особую самостоятельную епархию с резиденцией ее Архипастыря в Одессе. Многопо­печительный о церковном строительстве, новый Архипастырь обратил свое внимание, между прочим, на кладбищенскую церковь и на ее убогую деревянную колокольню. В марте 1846 г. им дано было Консистории следующее предложение: «По­требовать в Консисторию протоиерея Пасхалова». Вызванный в Консисторию протоиерей Пасхалов дал свой отзыв о том, что он согласен заботиться о построении колокольни при кладбищенской церкви, и просил выдать ему книгу на испрошение нужной на это суммы, а до того позволить употребить сумму, находящуюся в Коммерческом Банке (в количестве 1612 р. 26 к.). На докладе об этом Консистории последовала резо­люция Архипастыря от 17 сентября 1846 г.: «Объявить, что день­ги, состоящие в банке, всеконечно будут выданы при начале са­мого дела. Прежде же рисунок должен быть представлен в Святейший Синод. Ради чего оный и внесть к нам». Требуе­мый рисунок, или план и фасад колокольни, составленный местным архитектором А. Шашиным и одобренный Херсонс­кой губернской строительной Комиссией, через Святейший Синод и Главноуправляющего путями сообщений, восхо­дил на Высочайшее Государя Императора утверждение, ко­торое последовало в 12 день марта 1847 г.

Была назначена комиссия по постройке колокольни из сле­дующих лиц: Благочинного градских церквей, протоиерея Ми­хаила Жуковского, протоиерея Пасхалова, церковного старо­сты купца Ивана Климова и архитектора Моранди, и даже договорен мастер — одесский купеческий сын Андрей Твребенни-ков. как дело постройки неожиданно и надолго затормозилось. Рыночные цены на строительные материалы оказались выше цен, назначенных по смете, на целую треть, и это было причиной того, что закупка материалов была отложена до понижения цен на оные. Как бы то ни было, верно то, что о ней вспомнили спустя почти два года после перемены Архипастырей, и что выжида­ние понижения цен на строительные материалы было напрас­ной тратой времени, как писал в своем рапорте Преосвященно­му Иннокентию первый член строительной комиссии, Благочинный Одесских церквей, Кафедральный Протоиерей Ж. Жуковский в октябре 1849 г. Цены не понизились, а, напротив, поднялись чуть не вдвое против цен в 1847 г., что видно из но­вой сметы, составленной, по требованию Епархиального Началь­ства, архитектором Моранди в марте 1850 г.

Когда же Консисто­рия доложила об этом Преосвященому Иннокентию и просила разрешения на представление сметы, согласно указанию Одес­ского строительного Комитета, в Главное Управление путей сообщения и публичных зданий, то на этом докладе последо­вала следующая замечательная резолюция Его Вы­сокопреосвященства от 13 февраля 1851 года: «Напрасно хло­почет Консистория о том, что не нужно, по законам: хорошо делать сметы на то, что отпущено от казны; а мы будем стро­ить на собираемое от подаяния. По сему, сообразно по всей России существующему обычаю, не тревожить Управ­ление путей сообщения, у которого и без того тьма дел. Вы­дать из Консистории нужные книги расхода, и велеть коми­тету строительному, чтобы он все журналы о покупке и уплате денег непременно представлял мне, а между тем распорядил­ся к тому, чтобы колокольню можно было заложить в конец Пасхи». После этого дело пошло быстро и колокольня, нача­тая постройкою в июнь 1851 года, совершенно окончена 30 ноября того же года. Вся постройка обошлась, как видно из рапорта Его Высокопреосвященству строительного комите­та от 13 декабря 1851 г., в 4572 р. 52 к.

Вслед за окончанием постройки колокольни явились благочестивые ревнители церковного благоустройства в лице Одесских купцов Василия Шапошникова (тогдашнего церков­ного старосты кладбищенской церкви) и Ефрема Круглова, пожелавшие еще более расширить церковь пристройкою к ней двух боковых приделов на собственные средства. В поданной Преосвященному Архиепископу Иннокентию 15 апреля 1852 г. докладной записке означенные лица так изложили свое жела­ние: «В недавнем времени при кладбищенской церкви во имя Всех Святых устроена новая каменная колокольня, служащая теперь украшением и удобством церкви, и, хотя с пристрой­кою колокольни сделано в передней части расширение, но за всем тем внутренность её далеко не соответствует числу прихожан, и это особенно заметно в большие праздники по тому, что большая часть людей стоит вне церкви; мы же, по собствен­ному нашему побуждению, охотно желаем принести жертву святой церкви с тем, чтобы расширить ее и образовать боко­вые приделы, с правой стороны — во имя трех святителей Васи­лия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а с ле­вой стороны — во имя преподобного Ефрема Сирина».

Дальше докладчики просят позволить им построить означенные при­делы на собственные их средства по плану, составленному ар­хитектором Меркуловым, ими при докладе этом представлен­ным. Разрешение не замедлило последовать, и 25 мая состоялась закладка правого придела, при чем в надлежащем месте вло­жена была доска (металлическая) с надписью следующего со­держания: «Лета от Рождества Христова 1852, мая, 25 дня в благочестивое царствование Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского, при Преосвященном Иннокентии, Архиепископе Херсонском и Таврическом и кава­лере, при Кавказском Наместнике, Новороссийском Генерал-губернаторе Его Светлости Князе Михаиле Семеновиче Ворон­цове, при исполняющем его должность Генерал-лейтенанте Павле Ивановиче Феодорове и Градоначальнике, Тайном Со­ветнике Александре Ивановиче Казначееве, заложен придел этот во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова, и Иоанна Златоуста, сооруженный купцом 3-й гиль­дии Василием Шапошниковым на Одесском Городском клад­бище. Тогда же, вероятно, заложен был и левый придел во имя преподобного Ефрема Сирина, но об этом нет сведений ни в церковном, ни в консисторском делах.

Высказываемое же пред­положение допускается потому, что и в разновременной зак­ладке приделов, сопряженной с лишними хлопотами и рас­ходами, не было, казалось бы, особенной надобности, и что оба придела строились и окончены разом, как это видно из рапор­та Преосвященному Иннокентию соборного ключаря, Прото­иерея Иоанна Знаменского, от 24 октября 1853 года.

Заботы Василия Трофимовича Шапошникова о благоустрой­стве кладбищенской церкви этим, однако же, не ограничились. Он обратит свое внимание и на церковный купол, который ока­зался обветшавшим и не соответствовавшим высоте делаемых построек. Решившись исправить и этот недостаток и приискав доброхота в лице Одесского купца Иоиля Семено­вича Анастасьева, пожелавшего перестройку купола принять на свой счет, он обратился к Преосвященному Иннокентию с новой докладной запискою от 17 июля 1852 года и просил бла­гословения начать переделку купола по рисунку архитектора Черкунова, и под его же непосредственным и безвозмездным наблюдением. Работа разрешена была Архипастырем в том же июне, после освидетельствования купола, по поручению Вла­дыки, Благочинным Жуковским и Протоиереем Пасхаловым, и донесения их, что «ничего не оказалось особенного и тре­бующего дальнейших архитекторских соображений».

Таким образом, пристройка приделов и перестройка ку­пола шли одновременно и в октябре того же, 1852 года, совер­шенно окончены. Освящение правого придела во имя Трех Святителей совершено было самим Владыкой Иннокентием 25 октября. Кем и когда освящен был левый придел, неизвес­тно, но вероятно, позже, чем правый. Чего-то недоставало к его освящению, пока не объявился новый доброхот, воспол­нивший недостающее, некто Димитрий (звание и отчество ос­тались незаписанными), вероятно, носивший имя св. велико­мученика Димитрия Солунского. Иначе нельзя и объяснить, почему придел этот освящен во имя двух святых: Ефрема Сири­на и Димитрия Солунского, а не одного Ефрема, как пред­полагалось при его закладке. Впоследствии, в начале 70-х го­дов, инициалы эти украсились новыми двухъярусными иконостасами московской, довольно высокохудожественной работы, а разобранные прежние иконостасы, устроенные г. Шапошниковым и тоже хорошей живописи, расставлены вок­руг двух задних пилонов.

К описанным сооружениям, относящимся к благоустройству кладбищенской церкви, следует отнести еще небольшое, но существенно важное для нее, сооружение в 1898 г. каменно­го тамбура у главного входа, предохраняющего богомольцев от сквозного ветра и пыли, наносимых в церковь с площади.

После всех этих сооружений церковь представляется в настоящее время в следующем благообразном виде.

Недвижимое имущество церкви:

  1. Часовня для отпевания покойников, приносимых из го­родских богаделен и инвалидного дома, и скоропостижно умерших, приносимых из кладбищенского анатомического дома. Это каменный одноэтажный домик, крытый черепицей с металлическим крестом, внутри украшенный св. иконами, уступленный городом в собственность церкви в 1873 году, после постройки нового анатомического дома (см. отн. Го­родской Управы 29 октября № 7696, в церк. арх.).
  2. Лавка каменная в воротах кладбища для продажи цер­ковных свеч , отведенная городом взамен издавна существо­вавшей при входе в кладбище особой церковной лавки, унич­тоженной им при постройке нынешних ворот (см. переписку об этом в церк. арх.).
  3. Дом для помещения причта, каменный, двухэтажный, занимающий площадь 20 саж. в длину и 7 саж. в ширину, по­строенный в 1864-б5гг., и при нем сараи и погреб, обнесенные каменной стеной. Предание, идущее от современных построй­ке этого дома членов кладбищенского причта, приписывает постройку бывшему в то время церковному старосте М. Р. Гладкову на его собственные средства, что подтверждается тем обстоятельством, что по церковным книгам того време­ни (60-х гг.) нет в записи израсходованных на этот предмет де­нег, как не оказалось никаких, относящихся к постройке этого дома бумаг ни в церковных, ни в консисторских архивах.
  4. Четыре иконы старинного Греческого письма, находя­щиеся в нижнем ярусе среднего иконостаса в сребронозлащен-ных ризах: Спасителя. Богоматери, Иоанна Предтечи и Святи­теля Николая. Когда и кем внесены эти иконы в кладбищенскую церковь, в сохранившихся церковных документах пет указания, как нет и устного предания, уцелевшего среди священнослу­жителей этой церкви и граждан-старожилов, предки которых принимали живое участие в ее строительстве. С некоторой до­стоверностью можно сказать только, что означенные иконы внесены после освящения церкви (1820 г.), так как при ее освя­щении иконостас1 в ней был из холста (временный), а иконы, о которых идет речь, писаны на деревянных досках. Остается допустить, что они вывезены из Греции в Одессу каким-либо эмигрантом в 20-х гг., в эпоху борьбы греков с турками за свою независимость, и им пожертвованы в кладбищенскую церковь, еще не имевшую тогда постоянного иконостаса.
  5. Две иконы: Сретения Господня и Успения Пресвятой Богородицы на горних местах, первая — правого придела, а вторая — левого, обе Московской высокохудожественной жи­вописи.
  6. Три иконы: Рождества и Воскресения Христова и Рож­дества Богоматери, тоже высокохудожественной живописи, находящиеся: первые две — у дверей правого придела, а пос­ледняя — на пилоне левого придела.
  7. Икона Святителя Феодосия, Архиепископа Черниговского в сребропозлащенной ризе, хранящаяся в алтаре левого при­дела в особом киоте, имеющая историческое значение для ме­стной церкви в том отношении, что перед ней впервые моли­лись граждане Одессы новопрославленному Святителю Феодосию во время торжественного молебствия, совершен­ного в Одесском кафедральном соборе 15 сентября 1896 г. Вы­сокопреосвященным Иустином, Архиепископом Херсонским и Одесским, в сослужении духовенства всех церквей города, в присутствии местных властей и множества граждан.
  8. Крест серебряный, небольшой, с частицами мощей свя­тых: Варсонофия, Казанского чудотворца, Алексия, человека Божия, Петра Александрийского, св. мученицы Варвары, Пет­ра, Алексия, Ионы, Филиппа — Московских чудотворцев, Па­раскевы, Пантелеймона, Феодора — благоверного князя и чад его Давида и Константина. Кем и когда внесен крест в клад­бищенскую церковь — неизвестно, он хранится в алтаре лево­го придела. Имена святых вырезаны на оборотной стороне креста, имеющего округленные концы. Священно- и церковнослужители. Штат священно- и церковнослужителей кладбищенской церкви первоначально состоял из трех лиц: священника, дьяч­ка и пономаря (1829-40 г.). В последующие годы, по мере на­добности, прибавлялись еще один дьячок (в 1840 г.), потом диакон (в 1858 г.) и, наконец, третий священник, временно со­стоявший на диаконском месте (1853-58 г.). После этого посто­янный штат в течение сорока лет (1858-99 г.) состоял из двух священников, одного диакона и двух псаломщиков. В настоя­щее же время, вследствие упадка причтовых доходов, посте­пенно уменьшающихся со времени закрытия самого кладбища, последовавшего в конце 80-х гг., штатное диаконское место временно закрыто, до обращения кладбищенской церкви в приходскую.

Особенности богослужения.

inside_text_bg

В день храмового праздника — в неделю Всех Святых, пос­ле литургии, вместо уставного молебна, совершается вне хра­ма, на его восточной стороне, торжественное служение па­нихиды об упокоении здесь и повсюду лежащих православных христиан.

Положенное по уставу в понедельник Светлой недели об­хождение храма с пением пасхального канона, с разрешения Высокопреосвященнейшего Иустина, Архиепископа Херсонс­кого и Одесского, совершается (с 1895 г.) вокруг всего кладби­ща, внутри его, в следующем порядке. По отпуске литургии следует начало пасхального молебна и, по выходе из храма за­падными дверьми с пением канона Пасхи, шествие направляется на юг с таким расчетом в пении канона, чтобы в середине южной стороны кладбища оканчивалась 3-я песнь, в середине восточной стороны — 6-я песнь, в середине западной, перед самым храмом, оканчивалось пение стихир, положенных на «Хвалитех» пасхальной утрени, с их припевами: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» и проч. По 3, 6 и 9 песнях канона и по стихирах «Хвалитных» чтение утренних воскресных Еванге­лий от Матфея, 115, начало до «и поклонишася Ему», Марка, зач. 70, Луки, 112, и Иоанна, 64, а затем, после каждого Еванге­лия, следует ектения: на южной стороне о здравии Их Импера­торских Величеств и всего Царствующего Дома, на восточной стороне — Святейшего Синода и местного Преосвященного Архиерея, на северной — о здравии жителей города Одессы и всех православных христиан, на западной же стороне перед дверьми храма возглашается ектения об упокоении душ усоп­ших отцов и братьев наших, здесь и повсюду лежащих право­славных христиан, вечная память, отпуск пасхальный, и бывает целование креста и икон при пении «Христос воскресе».

Достопримечательности храма.

Несмотря на недавность своего существования, кладби­щенская церковь имеет своп достопримечательности, на ко­торые следует указать, чтобы предохранить их от забвения, утраты и повреждениости на все время существования церк­ви. К числу достопримечательностей этой церкви относятся:

Настоятели церкви.

Первым настоятелем и, вместе с тем, строителем клад­бищенской церкви был протоиерей Симеон Корнилиевич Пасхалов. сын священника, уроженец Херсонской губернии, закончивший свое образование в низшем отделении Екате-ринославской духовной семинарии. Рукоположен в диакона 19, а 26 июля 1808 г. - во священника в село Красную Камян-ку, Александрийского уезда; определен в Галицкий пехотный полк в 1815 т.; по увольнении из полка определен к Одесской новостроящейся кладбищенской церкви в августе 1819 г., про­изведен в сан протоиерея в 1841 г. Прослужил Церкви Божи-ей 47 лет. Имел знаки отличия; набедренник и скуфью. Скон­чался (в 1850 г.) в 68 лет и погребен с восточной стороны церкви, напротив алтаря правого придела. При нем и при его деятельном участии построена церковь в ее первоначальном виде н колокольня в настоящем виде.

Вторым настоятелем был протоиерей Николай Иоанна-вин Соколов, сын священника, уроженец Орловской губернии, личность замечательная, как по разнообразию своей деятель­ности в педагогической и административной сферах, так и по особому христианско-философскому складу ума и по долго­вечности самой жизни. По окончании курса наук в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия в 1831 г., в течение следующих 20 лет занимал педагогические дол­жности: учителя Херсонского духовного училища торгового мореплавания (1834-83 г.), законоучителя Одесского Инсти­тута благородных девиц (1838-51 г.), наставника Херсонской (ныне Одесской) духовной семинарии (1838-44 г.) и законо­учителя Ришельевской гимназии (1844-51 г.), В админи­стративной сфере проходил следующие должности: настоя­теля Херсонского духовного училища (1831-38 г.), присутству­ющего Херсонского духовного Правления (1832-38 г.), благо­чинного Херсонских городских церквей (1835-38 г.), члена Херсонской духовной Консистории (1852-78 г.) и настоятеля Одесской Кладбищенской церкви (1851 - 1888 г.). Имел все зна­ки отличия, доступные в его звании, от набедренника до Каби­нетного креста и ордена Св. Владимира 3-й степени. Скончал­ся в глубокой старости, на 87 году жизни, и погребен в самой церкви, в приделе прей. Ефрема Сирина, у пилона. При нем церковь расширена боковыми приделами и сооружены в этих приделах новые иконостасы, а также построен новый церков­ный дом для помещения причта. Ввиду этого, а также 37-лет­него настоятельства, здесь помещается портрет этого присно­памятного о. протоиерея, в фотографическом снимке.

Третьим настоятелем состоит протоиерей Григорий ИоаиовичПальмин, сын диакона, уроженец Рязанской губер­нии, воспитанник Рязанской семинарии, окончивший курс в 1854 г. Из учителей сельского училища принят в Херсонскую епархию в 1860 г. Состоял священником в предместье города Одессы - Нерубайских Хуторах, переведен к Одесскому кафедральному собору в 1867 г., был законоучителем Одес­ской женской гимназии; в 1881 г. избран и утвержден помощ­ником благочинного Одесских церквей, в 1888 г. - переме­щен настоятелем кладбищенской церкви, оставался вторым священником при означенной церкви, а в июле 1891 г. снова занял настоятельское место.

Четвертым настоятелем был протоиерей Алексий Андре­евич Тихомиров, сын священника, уроженец Курской губер­нии, окончивший курс Херсонской (ныне Одесской) семина­рии в 1847 г. студентом. Прослужив 10 лет (1849-59 г.) священником сначала в городе Вознесенске. затем в По­дольской епархии, а потом опять в Вознесенске, в 1859 г., по распоряжению Епархиального Начальства, переведен к Одес­скому кафедральному собору на штатное священническое ме­сто; в 1871 г. избран и утвержден членом Епархиального По­печительства о бедных духовного звания, в каковой должности состоял но 1879 г.; с 1874 но 1878 г. был ключарем собора; в 1878 г. избран и утвержден благочинным Одесских городских и предместных церквей, исполнявший эту долж­ность до конца 1895 г.; в ноябре 1878 г. переведен к Одесской Михайловской монастырско-приходской церкви настоятелем, а в 1892 г., по случаю закрытия прихода и настоятельского ме­ста при означенной церкви, перемещен настоятелем кладби­щенской перкви Всех Святых. В июле 1899 г., по состоянию здоровья, вышел за штат. Вторые священники.

Вторые священники в состав причта кладбищенской цер­кви вошли с 1853 г. Из них только первый состоял на диакон-ской вакансии, все остальные пользовались и пользуются свя­щенническим содержанием. Два из последних занимают сейчас высшие и почетнейшие места в нашей епархии - Ректора семинарии и Кафедрального Протоиерея. Во время своего слу­жения при этой церкви они следуют в следующем порядке.

Священник Иоанн Силииич Калашников, уроженец Харь­ковской губернии, сын священника, окончивший курс Херсон­ской семинарии в 1851 г. Рукоположен во священника в 1852 г, к Симферопольскому собору и, вслед за тем, переведен в Одес­ский кафедральный собор на диаконскую вакансию; в 1853 г. переведен к Одесской Петропавловской церкви на священни­ческое место. Обладая редким теноровым голосом, он все вре­мя своей службы пел в архиерейском хоре соло, и в качестве 106 такового сопровождал Преосвященного Архиепископа Инно­кентия, при посещении им Крыма и Севастополя в 1855 г., и «за понесенные в этом странствовании труды, сопряженные с опас­ностью для жизни, как от неприятельского оружия, так и от господствовавшей по всему пути эпидемии», награжден сереб­ряной медалью на Георгиевской ленте в память защиты Севас­тополя. Имел набедренник, скуфью и камилавку. Умер в 1877 г., погребен в 21 квартале кладбища, напротив ворот богадель­ни, в ограде майора Малышкина - своего друга.

Священник (ныне протоиерей) Мартирий Феодорович Чемеиа, сын священника, уроженец Подольской губернии, воспитанник Киевской духовной академии, окончивший курс в 1855 г., магистр богословия. Рукоположен во священника к Одесской кладбищенской церкви в 1858 г., был профессором Херсонской (ныне Одесской) семинарии 1855-64 г., законоучи­телем Ришельевской гимназии 1858-68 г., избран и утвержден Ректором Одесской духовной семинарии в 1868 г., в которой должности состоит и ныне.

Протоиерей Гавриил Иаковлевич Селецкий, сын дьячка, уроженец Херсонской губернии, воспитанник Киевской духов­ной академии, окончивший курс в 1855 г., кандидат богосло­вия. Был преподавателем Херсонской семинарии (1855-56 г.), рукоположен во священника к Покровскому собору города Орехова с назначением законоучителем тамошнего уездного училища (1856-57 г.), перемещен к Симферопольскому Алек­сандровскому собору с назначением законоучителем гимназии в 1858 г., переведен к Андреевской церкви при сиротском заве­дении Т.С.Фабра в 1865 г., перемещен к Троицкой церкви при Симферопольской гимназии в 1867 г., возведен в сан протоие­рея в 1867 г., переведен к Одесской кладбищенской церкви и законоучителем Одесской 1-й гимназии в 1868 г., избран и утвержден членом и казначеем Епархиального Попечитель­ства о бедных духовного звания (1871-78 г.), избран и утверж­ден благочинным Одесских городских и предместных церк­вей (1875 -78 г.). назначен членом Консистории (1878 г.) ключарем кафедрального собора (1878-98 г.), Кафедральным Протоиереем (1898 г.).

Священник Симеон Антипович Демидович, сын священ­ника, уроженец Херсонской губернии, студент Херсонской ду­ховной семинарии, окончивший курс в 1849 г. Рукоположен во священника в 1850 г. в с. Таловую-Балку, Александрийского уез­да, в 1851 г. перемещен в с. Николаевку, в 1858 г. переведен к церкви Одесского тюремного замка, а в 1878 г. - к кладбищен­ской церкви. Был в разное время законоучителем в приходс­ких городских училищах (1858-67 г.), учителем Одесского ду­ховного училища (1859-65 г.), законоучителем епархиального женского училища (1867-79 г.), членом-делопроизводителем Епархиального Попечительства о бедных духовного звания (1879-83 г.). Имел награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперстный крест и орден Св. Анны 3-й степени. Умер в 1893 г. в 65 лет, погребен с западной стороны часовни.

Священник Павел Васильевич Перебаскин, сын священ­ника, уроженец Костромской губернии, окончил курс сред­него отделения Костромской семинарии. В 1842 г. рукополо­жен во диакона, в 1844 г., по случаю вдовства, определен в 1858 г. в Тихвинский монастырь Новгородской епархии, в 1872 г, перемещен протодиаконом в Одесский кафедральный со­бор, в 1884 г. рукоположен во священника к кладбищенской церкви, награжден набедренником в 1886 г. Умер в 1893 г., в 76 лет, погребен вблизи часовни.

Священник Константин Васильевич Бречкевыч, сын священника Волынской губернии, воспитанник Киевской преподавателем в Одесской духовной семинарии сначала ла­тинского языка, а с 1885-1896 г. - Богословских наук; рукопо­ложен во священника в 1890 г.; состоял смотрителем Елиса-ветградского духовного училища, и во время прохождения этой должности был цензором проповедей для Елисаветград-ского духовенства (1895-99 г.), председателем Елисаветградс-кого уездного отделения Херсонского Епархиального Училищ­ного Совета (1896-99 г.), заведущим местной воскресной школой (1896-99 г.); уволен со смотрительской должности, по прошению, для поступления на епархиальную службу (1899 г. 23 июня), назначен священником Одесской кладбищенской церкви 30 июня 1899 г.

Диаконы.

а) сверхштатные, состоявшие на дьячковских вакансиях: Феодосии Михайлович Левицкий (1844-54 г.), священни­ческий сын, где и чему обучался - неизвестно, определен по­номарем в 1826 г., дьячком в 1837 г. и диаконом в 1839 г.

Карп Васильевич Васильев (1855-56 г.) из светских, обучался в низшем отделении Екатеринославской духов­ной семинарии, назначен дьячком к Елисаветградскому Успен­скому собору в 1839 г., псаломщиком к Одесскому кафедраль­ному собору и певчим в Архиерейском хоре в 1846 г., рукоположен во диакона к Одесской больничной церкви в 1853 г., переведен к Сретенской церкви в 1854 г., к кладбищенс­кой - в 1855 г.

Петр Максимович Пирожный (1855-60 г.), из светских, где и чему обучался - неизвестно, принят послушником в Одес­ский Успенский монастырь в 1836г., определен в Архиерейский хор певчих в 1837 г., рукоположен во диакона в 1838 году, на­значен в Одесский кафедральный собор штатным диаконом в 1849 г., переведен к Михайловской монастырской церкви на причетническую вакансию в 1852 г., переметен к кладбищен­ской церкви на ту же вакансию в 1855 г.

Лев Симеонович Чижов (1885 г.), из Херсонских мещан, домашнего образования, принят в хор Архиерейских певчих в 187с> г.,  рукоположен в диакона на псаломщищую должность к Одесской Успенской церкви в 1884 г., переведен на ту же должность е кафедральный собор в том же 1884 г., к кладби­щенской церкви в 1885 г.

Андрей Павлович Демидецкий (1889—-99 г.), из Кишинев­ских мещан определен псаломщиком к Одесской Сретенской церкви в 1887 г., перемешен к кладбищенской церкви в 1889 I.. рукоположен в диакона в 1892 г.

б) штатные диаконы.

Феодосии Павлович Топузов (1858-62 п), сын священни­ка, в училище не был. определен пономарем к Бахчисарайс­кому собору в 1843 г.. переведен к Севастопольской Петро­павловской церкви в 1852 г.. к Одесской кладбищенской церкви и рукоположен в диакона - в 1858 г. За мужество и самоотвержение награжден серебряными медалями на Георгиевской ленте «в память защиты Севастополя», и на Анненской ленте -за усердие»,

Михаил Савович Златоверхое)никое (1863—75 г.), сын дьяч­ка, из низшего отделения Тульской духовной семинарии поступил послушником в Киевскую лавру в 1850 г., принят в Херсонс­кую епархию и определен к Одесскому кафедральному собору псаломщиком в 1857г., рукоположен в диакона в 1860 г., переве­ден к кладбищенской церкви в 1863 г.. умер в 1875 г. в 45 лет и погребён на старом кладбище за часовней с западной стороны.

Николай Корниловым Мякенко (1875—99 г.), сын свя­щенника, учился в Одесском духовном училище, определен в с. Беляевку пономарем в 1845 г., дьячком в 1849 г., переведен в г. Григориополь в 1852 г., в м, Петроверовку в 1854 г., в м. Еремеевку в 1857 г., к Одесской Казанской церкви в 1861 г., к Покровской церкви в 1863 г., рукоположен в диакона и пере­мещен па штатное место к кладбищенской церкви в 1875г. За 50-летпюю усердную службу пожалован орденом св. Анны 3 степени в 1896г. Умер в 1899 г, в 70 лет, погребен у часовни.

Дьячки и псаломщики.

Кто был первым дьячком кладбищенской церкви в цер­ковном архиве, сведений нет. По уцелевшим формулярным спискам значится, что с 1823 года дьячками при этой церкви были следующие лица:

Иоанн Леонтьевич Майдаиичепко (1823-41 г.), сын ме­щанина, принят в духовное звание и определен пономарем в предместье г. Одессы, в село Татарку, а оттуда переведен х Одесской кладбищенской церкви дьячком в 1823 г.

Михаил Ильич Белоусов (1838-43 г.), сын священника, учился в Елясавез градском духовном училище, определен по­номарем в с. Большую Виску в 1836 г., а оттуда переведен дьяч­ком к Одесской кладбищенской церкви в 1838 г.

Григорий Афанасьевич Волохов (1850-62 г.), сын священ­ника, учился в Кишиневском духовном училище, определен послушником в Одесский Успенский монастырь в 1837 г., по­номарем в с. Гнилякову Балку в 1840 г., дьячком к церкви Одес­ского Института благородных девиц в 184.2 г., к Михайловс­кой монастырской церкви в 1843 г., к Одесской кладбшдепехоп церкви в 1850 г. Умер в 44 года и погребен на старом кладбище в 1862 г.

Прокопйй Захарович Гайдук Y1862-85 г.), сын штатного служителя Одесского Архиерейского дома, принят в духовное звание в 1860 г., определен пономарем к кладбищенской цер­кви в 1862 г., переименован дьячком в 1865 г.

Николай Нилович Львов (1890-99 г.), сын вагенмейстера, принят в духовное звание и определен псаломщиком г. Воз-несенска к Вознесенскому собору в 1887 г., переведен к Одес­ской кладбищенской церкви в 1890 г., рукоположен в диако­на в 1899г.

Пономари.

Яков Стефанович Ремезовский (1831-33 г.).

Леонтий Иларгюнович Гинкулов (1834-41 г.), сын свя­щенника, в училищах не был, определен к Одесской кладби­щенской церкви, пономарем в 1834 г.

Пантелеймон ВасильевичКрыжановский (1841-50 г.), из мешан, определен пономарем к Тираспольскому собору в 1840 г., переведен к Одесской кладбищенской церкви в 1841 г.

Михаил Григорьевич Волохов (1864-86 г.), сын дьячка этой же церкви, учился в Одесском духовном училище, определен к ней пономарем в 1864 г.

Церковные старосты.

О том. сколько их было в первое 25-летие существования кладбищенской церкви, кто они были и чем ознаменовали свое служение храму, в церковном архиве не сохранилось сведений. Впрочем, в деле о постройке церкви, именно в «счете о сумме церковной с 1813 г. по 1826 г.» упоминается, что оставшиеся от постройки 15 р. переданы старосте Горецкому, без описания его звания и имени. Он мог быть первым старостой церкви. О служебной же деятельности церковных старост первого 25-летия можно сказать лишь то, что она не отличалась выдаю­щейся заботливостью о дальнейшем благоустройстве храма, судя по тому, что храм во весь описанный период времени оставался в своем первобытном, мало приглядном виде и та­кой же обстановке.

Что же касается церковных старост второго периода су­ществования кладбищенской церкви, с 1846 по 1900 гг., то они известны по церковным документам, как известна и служеб­ная деятельность каждого из них. Их всех было шесть.

Купец Иван Наймов, участвовавший некоторое время в занятиях комиссии по сооружению новой каменной колоколь­ни, но оставивший должность старосты за выслугой лет и зва­ние члена упомянутой комиссии еще до начала постройки ко­локольни. О личных пожертвованиях в пользу церкви г. Климова сведений нет.

Одесский купец Василий Трофимович Шапошников (1846-58 г.), один из самых деятельных старост, прослуживший 12 лет, до самой своей кончины, последовавшей в начале 1859 г. При нем построена новая колокольня, церковь расширена двумя боковыми приделами, поднят на значительную высоту церковный купол, и вообще церковь приведена в тот благооб­разный вид, в каком она красуется и поныне. О усердии же и трудах его при постройке боковых приделов и поднятии цер­ковного купола засвидетельствовал пред Святейшим Синодом сам Преосвященный Иннокентий в представлении своем от 8 октября 1854 г. о награждении его золотой медалью на Анненской ленте, в следующих выражениях: «Церковный староста Одесской кладбищенской Всех Святых церкви, 3 гильдии ку­пец Василий Шапошников, усматривая недостаток в этой церк­ви для помещения посетителей во время Богослужений, по милости ея, и поэтому находя крайнюю необходимость распро­странить ее с той мыслью, чтобы придать ей совершенным пре­образованием благолепнейший вид, при посредстве Одесско­го городского архитектора г.Черкунова, составил план и фасад всей предположенной Шапошниковым в этой церкви перестройке, начав оную с самого ея фундамента, и из однопрестольной устроил трехпрестольную, возвысив стены и ку­пол главной церкви, сообразно новому фасаду, прибавив к ней два придела - с правой стороны во имя Святителей, а с левой— во имя св.Ефрема Сирина, - а которые уже и освящены, и укре­пил их новыми иконостасами, а стены и потолок, живописный по работе, снабдил дорогою утварью, и тем всю перестройку привел в окончательное состояние, употребил на оную из соб­ственного капитала (5295 руб. 40.коп. сереб.». Кроме того, им снабжена колокольня тремя новыми колоколами, общим ве­сом до 185 пудов. Таким образом, г. Шапошников является вто­рым строителем и щедрым благотворителем кладбищенского храма. Это был замечательный деятель своего времени, старость свою посвятивший служению церкви, и в годы мужества про­ходивший с усердием и пользою разнообразные общественные должности, за что награжден был, по ходатайству, гражданс­кого начальства, золотой медалью на Александровской ленте. Умер 9 марта 1859 г., на 76-м году жизни, и погребён в фамиль­ном склепе с южной стороны храма, в 3-м квартале кладбища. Здесь помещается в фотографическом снимке портрет В.Ш., в память особенных заслуг его как строителя и благодетеля клад­бищенского храма.

Одесский купец Михаил Романович Гладков (1859-73г.), подобно предшественнику своему, служивший церкви до са­мой кончины своей. Он увековечил имя своё в летописи храма постройкою на свои личные средства замечательного по об­ширности дома для помещения причта, подобного которому не было в то время ни у одной из Одесских церквей и закончил службу свою устройством в церкви, на свои же деньги, двух совершенно новых иконостасов в боковых приделах храма, за что награжден был серебряной и золотой медалями для но­шения на шее. Умер в 1873 г. и погребен в церкви Архангела Михаила при сиротском детском приюте, им же на собственные средства построенным и содержимом, близ женского Михай­ловского монастыря. И ввиду указанных заслуг г. Гладкова здесь помещается его портрет, в фотографическом снимке.

Одесский купец Яков Федорович Смирнов (1874-92г), при нем обветшавшие полы заменены во всем храме новыми из сосновых, отличного качества, досок, и собрана значитель­ная сумма денег (6000 руб.) на капитальный ремонт храма, ко­торый состоялся уже при его преемнике в 1894 г. За продол­жительную службу награжден двумя серебряными медалями для ношения на шее на Станиславской и Анненской лентах. Здравствует поныне.

Одесский купец Николай Матвеевич Шапошников (1892-95г.), внук приснопамятного В.Т. Шапошикова, при нем про­изведен ремонт всей церкви, причем израсходовано им соб­ственных денег до 2000 р., за что удостоен благословения Святейшего Синода с грамотой. По окончании первого трех­летия службы при кладбищенской церкви, определён старо­стой к церкви Одесского института благородных девиц, в ка­ковой должности и ныне состоит.

Одесский купец Терентий Васильевич Молчанов, состоит на службе с 20 августа 1896 г., в деле устроения церковного бла­голепия столько же благопопечительный, как и предместники его, охотно жертвующий на это святое дело собственные день­ги. Как любитель церковного хорового пения, с самого вступле­ния в должность по настоящее время он ежегодно жертвует по 480 руб. на усиление клиросного хорового пения. Кроме того, им израсходовано уже 1655 руб. собственных же денег на устрой­ство  двух  киотов  с  иконами  Святителя Феодосия, Черниговского чудотворца, в сребропозлащенных ризах, и на другие церковные потребности.

Частные жертвователи.

Помимо поименованных церковных старост были и дру­гие, частные радетели благоустройства и благолепия кладби­щенского храма из одесских граждан. Но не все они известны по сохранившиеся церковным документам, и в настоящем очерке приходится упомянуть с благодарностью только тех из них, которые жили в более близкое к нам время.

Одесский купец Ефрем Гаврилович Круглое, своим де­нежным пожертвованием (2000 руб.) участвовавший в по­стройке левого придела во имя Преподобного Ефрема Сирина.

Одесский купец Иоиль Семенович Анаапасъев, пожерт­вовавший 1000 руб. на переделку церковного купола. Скон­чался в 1865 г., 70-ти лет, погребен в своем фамильном скле­пе с северной стороны церковного дома, в 21-м квартале кладбища.

Одесский мещанин Феодосии Васильевич Клеваченко, со­орудивший в 1895 году икону Иверской Божией Матери в сребропозлащенной ризе и резном киоте, стоящую 478 руб. Скончался в 1899 г.; погребен в 7-м квартале кладбища.

Одесский мещанин Матфей Федорович Поляков, пожер­твовавший две иконы в сребропозлащенных ризах и резных киотах: Св. Анны, Святителя Николая и Великомученицы Вар­вары, стоящую 459 р. и другую —Введение во храм Пресвятой Богородицы, стоящую 245 руб.

Семейство гг. Болошиновьщ пожертвовавшее в 1898 г. икону Касперовской Божьей Матери в серебряной вызолочен­ной ризе и резном киоте, помешенную у солеи правого при­дела. Стоимость иконы не объявлена.

Графиня Елена Григорьевна Толстая, принявшая на себя расходы в сумме 800 р. по устройству в 1898 г. каменного там­бура у западных дверей храма.

Вот все, что можно было извлечь из сохранившихся ар­хивных бумаг, содержащих в себе исторические данные об Одесской (называемой ныне) старокладбищенской церкви Всех Святых, её недвижимом имуществе, особенностях Бого­служения, достопримечательностях и проч. Эта, так долго строившаяся и украшавшаяся внутри церковь, находится в ис­ключительном положении среди Одесских церквей - у неё нет своих постоянных прихожан, которые, по самому званию таковых, могли бы интересоваться её благоустройством и сво­ими личными средствами способствовали бы её процветанию. И если бы не было у неё таких благопопечительных старост и немногих доброхотов из граждан, благопопечительным вни­манием коих пользовалась она во второй период своего су­ществования, церковь эта и поныне оставалась бы в своем пер­вобытном убогом виде, а её священно и церковнослужители все еще скитались бы по чужим домам в качестве кварти­рантов. Им-то, этим незабвенным благодетелям-старостам и доброхотам, кладбищенская церковь обязана своим нынеш­ним благоустройством, и её священно и церковнослужители своим прекрасным помещением в церковном доме. Знают и никогда не забудут это признательные священно и церков­нослужители кладбищенской церкви, и не престанут до пос­леднего дня ее существования возносить свои молитвы у престола благодати Божьей о упокоении в селениях праведных на небеси тех из строителей и благоукрасителей храма свое­го, кои почили уже от земных трудов своих, и о здравии, спа­сении и благоденствии живущих ещё и труждающихся в под­виге земного странствования.